Быть выше и без болей в спине
Недавно вышло отличное интервью с директором испанского Института Метода Фельденкрайза, на профессиональных программах которого обучаются практики Школы Лёгкого Движения. Хотим поделиться с вами переводом!

Нет, это не несбыточная мечта, а лаконичный способ обобщения преимуществ метода Фельденкрайза, процесса обучения постуральной гигиене, не так хорошо известного, как другие, но эффективного и с постоянно растущим числом поклонников. Те, кто пробовал его, говорят, что его преимущества заметны с уже после первого занятия, что всегда мотивирует в эпоху глобальной нехватки времени на жизнь.
«Это заставляет вас чувствовать себя выше, прямее, с другим качеством присутствия в своем теле, и вы можете двигаться более плавно. Я начал практиковать его, когда мне было 20 лет, и я помню, что после первого класса я чувствовал себя по-другому (и люди смотрели на меня по-другому)», – поделился Патрисио Симон, нейропсихолог и директор Института Фельденкрайза в Испании. Суть этого метода состоит в том, чтобы научить наше тело двигаться по-другому и выйти из шаблонов, которые мы усвоили и которые сказываются не только на нашей манере двигаться, но и на нашем теле.

«Идея этого метода заключается в том, чтобы улучшить функционирование, координацию каждого человека и найти другие способы двигаться, чтобы иметь больше гибкости и оставаться молодым. Моше Фельденкрайз как-то сказал, что ему нравятся подвижные мозги, он объясняет, как мозг использует тело, «в рамках своего метода телесной работы, который насчитывает уже несколько десятилетий истории и сейчас пользуется большей популярностью. Преимущества метода можно резюмировать следующим образом: «Это как если бы кто-то нанес масло на наши суставы». Другими словами: он учит вас двигаться легко, без усилий и безболезненно.

Важность постурального интеллекта
До относительно недавнего времени мы не придавали необходимого значения осанке. Мы только отмечали, что плохая осанка может не благоприятствовать эстетике фигуры. Как сказала Карин Ротфилд: «Когда вы становитесь старше, самое главное – это осанка: на протяжении многих лет то, как вы ходите и как вы стоите, говорят обо всем». Но появляется все больше и больше исследований, которые связывают его с различными важными аспектами нашей жизни. С одной стороны, с настроением. Психолог Аврора Вальехо уже объясняла нам это, когда мы обращались к этой теме некоторое время назад. «Сгорбленная поза, замкнутая сама по себе, со скрещенными ногами и руками способствует появлению негативных мыслей и воспоминаний, в то время как открытая, вертикальная и свободная поза облегчает активацию позитивных мыслей». Во-вторых, есть непосредственная связь между осанкой и телесным благополучием. С тех пор, как вы начинаете работать с так называемым постуральным интеллектом с упражнениями или дисциплинами, ориентированными на эту область – пилатес и йога являются одними из них – вы быстро замечаете уменьшение «страшных» болей в спине и шее. Именно метод Фельденкрайза является еще одной альтернативой этим методам, чтобы научить наше тело двигаться по-другому, «как танцор», – говорит Саймон, – и, таким образом, быть в состоянии облегчить боль, вызванную плохими движениями и неправильными позами. «Когда мы учимся правильно (для уникального себя) двигаться, мышцы следуют за нами и все это имеет долгосрочные преимущества», – говорит эксперт.

Индивидуальные или групповые занятия
Одним из больших преимуществ метода Фельденкрайза, как объясняет Саймон, является идея, что достаточно практиковать метод некоторое время, чтобы обучить тело, и после обучения тело будет само совершать «правильные» движения. Поэтому, хотя польза ощущается уже после первого занятия, практики от 3 до 10 уроков обычно достаточно. На самом деле, вы можете удлинить тело на сантиметр, если будете практиковать регулярно. Занятия могут быть индивидуальными, с терапевтом, который будет двигать тело ученика, показывая паттерны и новые возможности его нервной системе. Также занятия могут быть в группе. Это направляемые Фельденкрайз-практиком сеансы, в которых участники сочетают выполнение предложенных движений, самонаблюдение, чтобы осознать, как они двигают различные части тела, и поиск лучших для себя вариантов через эксперимент и внимание к своим ощущениям.

«Цель состоит в том, чтобы улучшить вашу организацию, ваше функционирование, вашу координацию. Речь идет о том, чтобы выйти из своих моделей движения и найти более лёгкие, эффективные и приятные способы передвижения и действия», – объясняет Саймон.

Любящее присутствие для себя и других
Большинство из нас не имеют опыта любящего присутствия, поэтому нам сложно понять и почувствовать, что это такое. В детстве нам не позволяли переживать какие-то чувства, которые у нас возникали в определённые моменты. Чаще всего это были чувства, с которыми взрослые сами не могли справиться.

Когда мы испытывали и начинали выражать какие-то из этих чувств, взрослым становилось некомфортно с нами взаимодействовать. Поэтому, чтобы избавить себя от дискомфорта, они запрещали нам демонстрировать наши эмоции: «перестань плакать», «не бойся», «не капризничай», «не приставай». Слово «нет» и «нельзя» ребёнок слышит довольно часто. Некоторым даже не позволяли много радоваться и громко смеяться, чтобы не мешать шумом и активностью окружающим. Это привело к тому, что мы стали скованными, научились на автомате подавлять все свои естественные эмоции. Это нельзя и это нельзя. Это нужно убрать, а вот над этим поработать. В нас зародилась мысль, что с нами что-то не так. И теперь десятилетия спустя мы продолжаем бороться с собой и непрерывно самосовершенствоваться.
Как себе помочь?
 
Да, большинство из нас могут сказать, что в прошлом недополучили поддержку и принятие извне, чтобы позволить себе чувствовать свои настоящие чувства. Но теперь мы можем научиться сами давать себе эту поддержку. Как перестать себя предавать и подарить себе любящее присутствие? Сначала начните следить за своим телом. Когда мы пытаемся заблокировать какие-то эмоции, наше тело напрягается. Почувствуйте, где в теле возникает напряжение и направьте в эту область своё внимание.   
Продолжайте глубоко дышать. Когда мы пытаемся удержать неугодные чувства, мы задерживаем дыхание. Обращайте на это внимание и отпускайте дыхание, пусть оно будет свободным и ровным, и вы заметите, как что-то внутри вас начнёт расслабляться.

Далее нужно научиться принимать свои чувства и эмоции, не деля их на плохие и хорошие. Когда вы в следующий раз испытаете гнев, грусть, страх, обиду или боль, не оценивая, представьте их в какой-то материальной форме. Это может быть животное или растение или какой-то вымышленный персонаж. Потом просто мысленно обнимите то, что вы представили и разрешите ему быть.
Когда мы учимся дарить любящее присутствие самим себе, мы также учимся дарить его другим людям. Это очень важно научиться просто быть рядом, не учить и лечить, а просто принимать и любить. Любящее присутствие помогает создать атмосферу исцеления, в которой всё происходит правильно и само по себе. Если мы постигнем науку принятия своих и чужих чувств, наша внутренняя борьба с самими собой прекратится. Тогда мы сможем почувствовать себя целостными.
  
Подробнее о любящем присутствии в подборке видео о хакоми-методе от психолога Ирины Александровны Соловьевой:
https://youtu.be/orSOr0wHojw интервью с Кэролайн, часть 1
https://youtu.be/v6ApXz_9efg интервью с Кэролайн, часть 2 
https://youtu.be/d8g_WorhAbM интервью с Донной  
https://youtu.be/v9KV-sybj9k видео о хакоми 
https://youtu.be/SLBCuJhFIw4 интервью с Беттиной
https://youtu.be/f9NncQTdLok интервью с Джорджией

Мышечный панцирь
Мышечный панцирь
Нервная система напрямую влияет на формирование мышечного напряжения. Эмоциональные перегрузки или длительный стресс — все это способствует смещению анатомических структур в теле человека, через которые проходят нервы. Человек, не привыкший в открытую выражать эмоции, особенно негативные, может столкнуться с тем, что подавленные обида, агрессия, страх, гнев будут сохраняться в теле, словно информация на жестком диске, накапливаясь до критического момента — спазма в мышце.
 
Вильгельм Райх назвал это явление "мышечный панцирь". Его функцией является защита от неудовольствия или возможной опасности. "Райх выделяет семь сегментов мышечного панциря:
1.      область глаз
2.      область рта
3.      горло
4.      грудь
5.      солнечное сплетение
6.      живот
7.      таз
 
Место блокировки в каждом из этих сегментов напрямую зависит от непрожитой эмоции. Например, глубокая печаль может выражаться в грудном зажиме, подавленные слезы — в горле. А остановленные слезы — в спазме глазных мышц".
Сжатая мышца практически перестает снабжаться кровью, поэтому в нее не поступают питательные вещества и не выводятся продукты распада. В результате этого страдают не только сами мышцы, но близлежащие области, в том числе и органы. "Когда в теле накапливается много зажимов, это может привести к смещению позвонков, крупных и мелких суставов, нарушается иннервация (обеспеченность нервными клетками) многих органов, что в итоге может повлечь тяжелые заболевания.
 
Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, а это улучшает здоровье, восстанавливает свободную циркуляцию жизненной энергии, что ведет к глубинным личностным изменениям. Зрелый человек в состоянии как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь спонтанности. Он имеет доступ в равной степени и к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, к чувству радости, любви.
Немного о стрессе
Кто из нас не слышал о стрессе, особенно в последнее время? Сегодня все говорят о стрессе как об источнике многих человеческих страданий и проблем.
Термин «стресс» ввел в психофизиологию Уолтер Кэннон, подразумевая под ним нервно-психическое напряжение, возникающее как реакция типа «бей, беги, замри» на угрозу. В организме в первые несколько минут стрессовой ситуации вырабатывается большое количество гормонов (адреналин, кортизол), учащается сердцебиения, повышается кровяное давление, увеличивается мышечного тонуса. Такая реакция необходима человеку, чтобы справиться с экстраординарными ситуациями, когда необходимо действовать и принимать решения быстро, например, при пожаре, спасении утопающего и т.д.
 
Всегда ли вреден стресс?
Стресс – это реакция, возникшая в процессе эволюции и способствующая максимальной адаптации организма к меняющимся условиям жизни.
Исследователь стресса Ганс Селье считал, что стресс в умеренных дозах полезен для человека. Действуя кратковременно, он мобилизует внутренние и внешние ресурсы организма, помогая достичь желаемого результата. При слабом или умеренном стрессе вырабатываются гормоны удовольствия – окситоцин и дофамин. Действие этих гормонов способствует возникновению воодушевления, приподнятости настроения.
 
Дистресс
Дистресс – это деструктивный стресс, опасное и разрушительное для здоровья состояние, возникает из затянувшегося стресса. Чем дольше действует стрессор, тем сильнее дистрессовое расстройство. Дистресс ухудшает протекание психофизиологических функций. 
При дистрессе в организме накапливаются продукты деятельности стрессовых механизмов, что приводит к разрушению механизмов саморегуляции. Появляются сердечные и головные боли, одышка. Может появиться хроническое мышечное напряжение. Сбиваются биологические ритмы человека (нарушается сон, может появиться бессонница), изменяются гормональные и иммунные функции организма. Существует мнение, что ни одна болезнь не возникает без влияния стресса на иммунную систему.
При дистрессе на 40 % снижается количество клеток – киллеров, борющихся с вирусами и опухолями, падает уровень лейкоцитов в крови. Возникает перенапряжение в работе нейроэндокринных механизмов. Установлено негативное влияние повышенного уровня стресса на генетический аппарат. Дистресс истощает все адаптационные резервы организма, что также может привести к развитию депрессии.
 
Каковы признаки дистресса?
Признаками дистресса могут быть: несвойственная данному человеку конфликтность, тревожность, усталость, раздражительность, вспышки агрессии, неадекватные реакции (смех или слезы), апатия, изменение аппетита, снижение либидо, суетливость, забывчивость, нервозность, соматические нарушения (головные боли, тошнота, дрожь, потливость, боли, ломота в мышцах); появление сбивчивой речи или трудностей с формулированием мыслей.
 
Как себе помочь?
Причины стресса субъективны, но есть универсальные рецепты снятия физического и эмоционального напряжения и повышения стрессоустойчивости организма.
  
В качестве компенсации и профилактики стресса полезна физическая активность: пешие прогулки, пробежки, занятия в тренажерном зале. Для снятия эмоционального заряда может помочь покричать, спеть громко и от души, сходить на танцы или аутентичное движение. Отметим эффективность полноценного сна, сбалансированного питания, бани, прогулок на свежем воздухе, пребывания на природе, ароматических ванн, закаливания, массажа, хорошего секса, занятий физкультурой и спортом. Добавим сюда просмотр интересных фильмов, увлекательное чтение, путешествия, общение с любимыми, друзьями и домашними животными, различные хобби и увлечения. Будьте здоровы!

Релаксация в стиле Фельденкрайз
Три простых "шага в спокойствие" для глубокой релаксации и снятия стресса

Шаг 1 - уделите столько времени, сколько нужно - для каждого вдоха.

Весь мир может спешить, нервничать и торопиться - но вам необязательно это делать. Метод Фельденкрайза предлагает вам способы, как в кратчайшие сроки перенестись из часа пик в час тишины.

1) Сядьте или лягте в любое удобное положение. Закройте глаза, если хотите.

2) Теперь дышите легко и делайте каждый вдох столько времени, сколько вам нужно. Это значит: вдыхайте столько по времени, сколько вам нужно. Выдыхайте столько, сколько нужно. Между вдохами делайте все необходимые паузы. 

Не делайте никаких усилий, чтобы дышать глубоко или каким-то особым образом. Просто уделяйте каждому вдоху ровно столько времени, сколько вам нужно.

3) Продолжайте в течение трех-пяти минут или больше.

4) Отдохните спокойно несколько минут. Почувствуйте результат проделанной практики наблюдения за дыханием. 

Когда ваше дыхание становится действительно неторопливым, все тело расслабляется, а ум становится спокойным и ясным.

Шаг 2 - важное объятие 

Ваш "главный обниматель" - это тот особенный человек, на которого вы полагаетесь в физическом утешении и эмоциональной поддержке, когда вам это больше всего нужно. Но что делать, если этот человек в данный момент вне зоны доступа? Что делать, если вы одиноки? Вы сами можете стать своим главным обнимателем! Просто выполните следующие действия.

1) Сядьте или прилягте на несколько минут с закрытыми глазами. Как и раньше, уделите каждому вдоху столько времени, сколько вам нужно.

2) Обхватите большой палец противоположной руки.

3) Медленно вдыхайте и по мере того, как вы это делаете, осторожно, постепенно сжимайте большой палец. Медленно выдохните, постепенно ослабляя сжатие. Повторите три-пять раз: медленно вдохните, сожмите большой палец, медленно выдохните, расслабьтесь. Синхронизируйте движение сжатия с дыханием. Это означает, что сколько времени займет вдох, столько же времени потребуется для постепенного мягкого сдавливания большого пальца. Сколько времени займет выдох, столько же времени потребуется для постепенного ослабления хватки большого пальца.

4) Спокойно отдохните в течение нескольких полных дыхательных циклов (вдох/выдох). Почувствуйте эффект от проделанной работы.

5) Повторите ту же процедуру для каждого из остальных пальцев. Сожмите указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец. Обязательно синхронизируйте движения с дыханием. После каждой серии движений отдохните несколько дыхательных циклов.

Шаг 3 - расслабление глаз

Когда вы закрываете глаза - вы даёте своему телу сигнал успокоиться, расслабиться и отдохнуть. Но иногда, даже если глаза закрыты, они остаются напряженными и беспокойными.  И вы, соответственно, тоже. 
Вот удивительно эффективный способ привести глаза в состояние глубокого покоя. Когда ваши глаза действительно в состоянии покоя, то и вы тоже расслабляетесь.

1) Сядьте или прилягте на несколько мгновений с закрытыми глазами. Как и раньше, уделите каждому вдоху столько времени, сколько вам нужно.

2) Теперь медленно вдохните и в процессе вдоха очень мягко поднимите глаза, как будто вы смотрите вверх. Ваши веки остаются мягко закрытыми, и вы поднимаете глаза за закрытыми веками.

3) Затем, когда вы будете готовы, медленно выдохните и позвольте глазам вернуться в среднее положение и прийти в состояние покоя. Повторите это движение три-пять раз, синхронизируя движение глаз с дыханием. 
Примечание: Если вы чувствуете какой-либо дискомфорт при таком движении глаз, пожалуйста, поднимайте глаза только в воображении. Для наших целей воображаемые движения глаз так же эффективны, как и реальные.

4) Теперь спокойно отдохните с закрытыми глазами в течение трех-пяти полных дыхательных циклов (вдох/выдох) и просто почувствуйте изменение своего состояния. 

Многие люди отмечают, что громкость их мыслей значительно уменьшается, а разум успокаивается. Поделитесь, что вы обнаружите в себе.

5) Повторите несколько раз по желанию. Обязательно отдыхайте после каждой серии из трех-пяти движений.

Примечание: Вы можете комбинировать все три техники для достижения еще большего эффекта. Уделите время каждому вдоху, медленно вдохните, сожмите большой палец, поднимите глаза вверх. Медленно выдохните, ослабьте хватку, расслабьте глаза. Повторите для всех пяти пальцев.

Эти обманчиво простые упражнения могут полностью изменить ваше самочувствие. Занимайтесь от трех до пяти минут три раза в день. Ваши мысли станут более позитивными, ваши творческие способности расцветут - и вы увидите в зеркале более красивого человека!
Системы развития личности через тело
Различные системы развития личности, ориентированные на работу с телом, независимо возникшие в разных местах земного шара, имеют много общего. Они ратуют за так называемое «недеяние», то есть стремятся к тому, чтобы тело действовало естественно и легко. Все они предпочитают расслабленные действия действиям с излишним усилием, все стараются научить человека уменьшить привычное для него напряжение в теле. Все эти системы рассматривают тело и ум как единое целое, как постоянный психофизический процесс, в котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные части.
  
Различия между этими системами существуют из-за того, что каждая их них специализируется на определённой области физического функционирования. Райхианская и биоэнергетическая работа связана с эмоционально нагруженными блоками в теле, рольфинг восстанавливает структуру частей тела, которая могла быть нарушена в связи с физической травмой или по другим причинам. Метод Александера занимается использованием тела в повседневной жизни, также как и метод Фельденкрайза, однако упражнения последнего содержат значительно более сложные паттерны движения, восстанавливающие физическую эффективность и грацию. Метод сенсорного восприятия Шарлотты Селвер и метод сенсорной релаксации концентрируются на ощущениях, прикосновениях, на лучшем осознавании тела и мира вокруг нас.
  
Все эти системы стремятся научить человека быть более расслабленным, более естественным как во время отдыха, так и при активной деятельности. Все они стремятся устранить ненужные напряжения, которые мы несём в себе и с собой, учат позволять телу быть эффективным вместо того, чтобы осваивать бесполезные шаблоны движения и наращивать мышцы. Наиболее важно отучиться от дурных привычек выстраивания позы и движения, которые возникают в детстве и в течение жизни, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела.
  
Метод Фельденкрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которыми обладают все маленькие дети. Фельденкрайз отмечает, что нервная система занимается прежде всего движением и что паттерны движения отражают состояние нервной системы. Необходимо научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. 
  
Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимальными усилиями и максимальной эффективностью не благодаря увеличению мышечной силы, а благодаря возрастающему пониманию того, как тело работает.

В организме человека 206 костей, около 640 мышц и более 230 суставов. Представляете, какую свободу для движения даёт такая сложная организация нашего тела?
  
К сожалению, современный человек, живущий в мегаполисе, крайне редко использует все предоставленные ему природой возможности для движения.


Системы развития личности через тело
Различные системы развития личности, ориентированные на работу с телом, независимо возникшие в разных местах земного шара, имеют много общего. Они ратуют за так называемое «недеяние», то есть стремятся к тому, чтобы тело действовало естественно и легко. Все они предпочитают расслабленные действия действиям с излишним усилием, все стараются научить человека уменьшить привычное для него напряжение в теле. Все эти системы рассматривают тело и ум как единое целое, как постоянный психофизический процесс, в котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные части.
  
Различия между этими системами существуют из-за того, что каждая их них специализируется на определённой области физического функционирования. Райхианская и биоэнергетическая работа связана с эмоционально нагруженными блоками в теле, рольфинг восстанавливает структуру частей тела, которая могла быть нарушена в связи с физической травмой или по другим причинам. Метод Александера занимается использованием тела в повседневной жизни, также как и метод Фельденкрайза, однако упражнения последнего содержат значительно более сложные паттерны движения, восстанавливающие физическую эффективность и грацию. Метод сенсорного восприятия Шарлотты Селвер и метод сенсорной релаксации концентрируются на ощущениях, прикосновениях, на лучшем осознавании тела и мира вокруг нас.
   
Все эти системы стремятся научить человека быть более расслабленным, более естественным как во время отдыха, так и при активной деятельности. Все они стремятся устранить ненужные напряжения, которые мы несём в себе и с собой, учат позволять телу быть эффективным вместо того, чтобы осваивать бесполезные шаблоны движения и наращивать мышцы. Наиболее важно отучиться от дурных привычек выстраивания позы и движения, которые возникают в детстве и в течение жизни, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела.
Метод Фельденкрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которыми обладают все маленькие дети. Фельденкрайз отмечает, что нервная система занимается прежде всего движением и что паттерны движения отражают состояние нервной системы. Необходимо научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. 
Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимальными усилиями и максимальной эффективностью не благодаря увеличению мышечной силы, а благодаря возрастающему пониманию того, как тело работает.

Мышечный панцирь
Нервная система напрямую влияет на формирование мышечного напряжения. Эмоциональные перегрузки или длительный стресс — все это способствует смещению анатомических структур в теле человека, через которые проходят нервы. Человек, не привыкший в открытую выражать эмоции, особенно негативные, может столкнуться с тем, что подавленные обида, агрессия, страх, гнев будут сохраняться в теле, словно информация на жестком диске, накапливаясь до критического момента — спазма в мышце.
Вильгельм Райх назвал это явление "мышечный панцирь". Его функцией является защита от неудовольствия или возможной опасности. "Райх выделяет семь сегментов мышечного панциря:
  1. область глаз
  2. область рта
  3. горло
  4. грудь
  5. солнечное сплетение
  6. живот
  7. таз

Место блокировки в каждом из этих сегментов напрямую зависит от непрожитой эмоции. Например, глубокая печаль может выражаться в грудном зажиме, подавленные слезы — в горле. А остановленные слезы — в спазме глазных мышц".
Сжатая мышца практически перестает снабжаться кровью, поэтому в нее не поступают питательные вещества и не выводятся продукты распада. В результате этого страдают не только сами мышцы, но близлежащие области, в том числе и органы. "Когда в теле накапливается много зажимов, это может привести к смещению позвонков, крупных и мелких суставов, нарушается иннервация (обеспеченность нервными клетками) многих органов, что в итоге может повлечь тяжелые заболевания.
  
Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, а это улучшает здоровье, восстанавливает свободную циркуляцию жизненной энергии, что ведет к глубинным личностным изменениям. Зрелый человек в состоянии как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь спонтанности. Он имеет доступ в равной степени и к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, к чувству радости, любви.


Фельденкрайз-ретрит 5-15 сентября «ИЗМЕНИ СВОЙ ВОЗРАСТ»
Закончился второй день первого русскоязычного Фельденкрайз-ретрита, который проходит в прекрасной деревушке Чиралы солнечной Турции.
Участники наслаждаются солнечной погодой, ласковым морем, апельсиновыми рощами, руинами древнегреческого города Олимпос неподалёку, групповыми уроками Фельденкрайза и персональными сессиями функциональной интеграции в руках наших бережных и чутких Фельденкрайз-практиков Елизаветы Морозовой и Ирины Поповой.
 
Уже успели освоить следующие темы и уроки первой части ретрита «Возвращаем молодость шеи, спины и бёдер»:
  • Введение: что заставляет человека стареть?
  • Сессия сканирования тела, учимся использовать пол как кинестетическое зеркало.
  • Часть 1, Урок 1: Координируем движения шеи и глаз с ногами и тазом для сохранения молодого дифференцированного движения 
  • Часть 1, Урок 2: Освобождаем тазобедренные суставы и спину для удовольствия от лёгкости движения
  • Часть 1, Урок 3: Развиваем гибкость и силу корпуса тела с помощью специального дыхания - качели.
А впереди ещё больше недели сплошного удовольствия…

Фельденкрайз в эпоху перемен. Часть 1
Из статьи в The New York Times

Многие из нас сейчас остро ощущают влияние драматических перемен, которые входят или уже вошли в нашу жизнь. Настало время заглянуть внутрь себя с помощью двигательной практики, создающей гибкие тела и оздоравливающей сознание.

Брюс Ли говорил, что нужно освободить мозг, стать бесформенным и текучим, как вода, которая "может струится, а может сокрушать препятствия." Он советовал: "Стань водой, мой друг".

Мир вокруг нас меняется, но совет Брюса и сейчас остаётся как никогда актуальным: нам нужно стать водой. И нам нужно двигаться. Движение лечит. И если бы больше людей двигались вместе, они могли бы найти свой путь к танцу. Танцоры знают, что то, как ты ощущаешь себя в своём теле влияет на то, какой ты в своём сознании - и как ты движешься по жизни. 

Мы можем использовать движения, чтобы достичь новой свободы, идущей изнутри. Замедляясь и создавая в себе тишину, мы можем постепенно обрести огромный простор для перемещения наших мыслей вокруг наших тел. Замедление откроет внутренний свет и станет прекрасным противоядием для нависающих сумерек. 

Соматические практики, название которых происходит от слова "сома" или живущее тело - это путь развития внутренней внимательности,  соединяющей мозг и тело. "Речь о том, чтобы позволить живому телу посылать сигналы, влияющие на поведение, - рассказывает Марта Эдди, известный специалист по соматическому движению,- Но как Вы можете достичь этого? Используя свою проприоцепцию - способность ощущать положение тела в пространстве - и свою кинестетическую осознанность."

Перемещение фокуса внимания на личную навигацию в пространстве и растущее повышение осознанности в своих движениях, особенно когда внешние впечатления ограничены - заземляющий опыт за гранью привычного, который может стать тревожным и возбуждающим, но он в любом случае приведёт к  самотрансформации. Это то путешествие, которое вы в силах предпринять прямо сейчас. "Путешествие вглубь своего мозга, - по определению Марты Эдди,- это мысленный полёт, которые становится реальным."

Ключевой принцип соматики - идея замедления. Замедляться, чтобы чувствовать глубже. Это относится и к наблюдению за дыханием, и к освобождению от напряжения. Иногда эти два процесса связаны, а иногда происходят по отдельности. 

Здесь есть свои этапы, как на любом пути. Но замедляться, чтобы глубже чувствовать - это не статичный акт. Это действие, направленное внутрь себя. Осуществляемое с надеждой, что  выйдя из класса по соматике, вы привнесете полученную в нем уверенность в свои повседневные дела. Эффект,  проверенный многократно. В наше время, когда кажется, что мы утратили власть над событиями, управляющими нашей жизнью, обретение контроля над своим телом - и своим внутренним миром - возвращает ощущение силы. Начиная заниматься соматическими практиками, ты постепенно приходишь к пониманию, что они не только создают гибкое тело, но и делают гибким мозг.

Метод Фельденкрайза, названный по имени основателя - гениального учёного с глубокими знаниями различных дисциплин, делает это и многое другое с помощью системы специальных упражнений,  нацеленных на развитие функций скелетной системы и повышение осознанности через движение. Основные принципы это замедленность, методичность и сознательный контроль движений. Иногда эти движения настолько малы, что даже выглядят незаметными со стороны. Наглядный пример: наставник просит вас лечь на спину, когда вы уже находитесь в положении на спине. И при этом выполнить просьбу наставника может быть не так-то легко. 

Пару лет назад The New York Times уже писал про метод Фельденкрайза. Но именно сейчас - мы бы не смогли придумать более подходящего момента, чтобы рассказать о преимуществах замедления и прислушивания к себе. 

Продолжение следует.
Фельденкрайз в эпоху перемен. Часть 2
Во время Фельденкрайз практики вы совершаете движение с пристальным вниманием к своим ощущениям. Делаете его с правой стороны, потом повторяете с левой. Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить людей, как развивать внимание, куда его направлять, и почему так важно это делать, в принципе.

Преподаватели метода Фельденкрайза постоянно напоминают участникам занятий  оставаться в 5-процентной зоне диапазона и усилий. Для многих это оказывается невозможным. Мышцы как будто насмехаются над вами. Попытка сделать меньше - это довольно-таки трудный акт смирения.

Фельденкрайз практик с помощью голосовых инструкций мягко направляет ваши движения - и они впоследствии преобразуются в новые навыки. Одновременно вы прислушиватесь к голосу преподавателя и к своему телу. Совершая небольшие детализированные движения под внимательным руководством,  вы отпускаете напряжение, скопившееся в висках и во лбу, расслабляете область глаз и челюсти - все те места, где накапливается ненужное усилие паразитических движений. Вы убираете лишний шум и переходите в зону чистого сенсорного опыта. Ощущения становятся более яркими и детальными. Таким образом вы как бы переучиваете себя изнутри - и происходит нереальный прорыв.

Когда преподаватель говорит: "Теперь медленно наклоняйте ноги вправо" - то, как делают это люди, часто не соотносится с той идеей, которую он вкладывает в понятие "медленно". Мы должны перекалибровать темп, ощущение времени, потому что во время этого обучения особенно важно замечать мельчайшие сенсорные детали. Как только вы притормозите и начнете обращать на себя внимание другим, непривычным образом - в этот самый момент действительно могут начаться изменения. 

Когда ваш позвоночник перестаёт постепенно разрушаться от избыточных усилий и вашего собственного веса, когда ваш скелет учится поддерживать каждое движение наилучшим образом,  когда вы понимаете, как использовать свои стопы, чтобы переносить вес вверх и опять вниз - ваши ощущения от жизни меняются в лучшую сторону очень сильно. Вы чувствуете лёгкость. И можете идти вперёд без усилий.

С помощью движения можно сделать всё, что угодно. В эти сумрачные времена оно может сблизить нас и немного осветить мглу.

По материалам The New York Times
ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ и НЛП. Часть 1
ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ и НЛП: революционные методы для раскрытия человеческого потенциала

"Фельденкрайз делает то же самое для моего тела, что НЛП для моих эмоций и мышления! Это две линии одного спектра".
Николь Шнайдер (основатель Global NLP Training).

Что такое Фельденкрайз?" - вопрос, который в последнее время часто задают мне практикующие НЛП-мастера. Исторически сложилось так, что создатель метода Фельденкрайза был близко знаком с одним из соавторов НЛП; они проявили большой интерес к работе друг друга и включили некоторые концепции друг друга в свои собственные методы. 

Любой, кто изучает НЛП и Фельденкрайз не на поверхностном уровне, знает, что оба эти метода - две линии одного спектра, где они не только встречаются посередине, но и пересекаются. Фактически, одна из них не может считаться полноценной без другой в качестве способа глобальных изменений.

Я страдала от ряда физических травм и проблем, вызванных ожирением и хронической усталостью. И вот я решила попробовать метод Фельденкрайза в качестве клиента. С тех пор я работала с пятью практиками в США и Европе, и каждый из них добился феноменальных результатов! Я была потрясена тем, насколько эффективным и быстрым был каждый сеанс для меня и других моих знакомых - с подобными результатами я сталкивалась только в мире НЛП. Я выходила с сеансов на дюйм выше, чувствовала, что жесткая броня моей грудной клетки становилась больше похожа на гибкую корзину из ребер. Я ходила совершенно по-другому. И все это менее чем за час!

В период моего стремления как тренера НЛП обогатить свою практику с помощью Фельденкрайз занятий, я встретила Ларри Голдфарба, сертифицированного тренера по этому методу. Он прошел самую последнюю тренерскую программу с обоими соавторами НЛП, а также учился и работал с создателем метода Фельденкрайза. От Ларри я узнала, какая между связь этими методами. А также о том, как один из соавторов НЛП (и ключевых фигур первоначальной мыслительной группы) изучал метод Фельденкрайза и проявил большой интерес к этой работе.

Я поняла и испытала на себе, что хорошие Фельденкрайз практики обладают необычайным пониманием проблем движения, предлагая новые намного более эффективные стратегии и варианты того, как мы совершаем разнообразные действия посредством своего тела. 

Это достигается как на групповых занятиях по движению, так и на практических занятиях один на один. Результаты превосходят все, что я видела, слышала от других - или всё, что я сама испытала на себе с помощью физиотерапии, хиропрактики, пилатеса, метода Александера, миофасциального релиза, йоги, тай-чи и т.д., хотя каждый из этих методов имеет свои достоинства в различных аспектах. На самом деле, я бы порекомендовала практикующим эти методы пройти обучение Фельденкрайзу и НЛП, чтобы пополнить свой набор навыков.

"Без изменений не может быть улучшений".
- Моше Фельденкрайз

Продолжение следует.
ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ и НЛП: революционные методы для раскрытия человеческого потенциала. Часть 2
Что такое Фельденкрайз?

Мы двигаем своим телом бессознательно, и при этом мы можем стать сами себе злейшими врагами, когда дело касается наших привычек, осанки, движений. Мы страдаем от физических травм или осложнений, вызванных инсультом, церебральным параличом, хроническим растяжением связок, сколиозом и т. д. 

Большинство наших тел были в той или иной степени нарушены в результате жизни, медицинских заболеваний или травм, до такой степени, что наши тела не так эффективно организованы, как могли бы быть. И если некоторым из нас нужна серьезная реабилитация или избавление от боли, то другие хотят уметь бегать быстрее, достичь высокого уровня мастерства в игре в теннис или лучше выступать на музыкальных и ораторских вечерах. 

Как конкретно ваше тело ограничивает вас, чтобы вы не могли полноценно жить своей мечтой и наслаждаться благополучием?

Как же нам изменить наши движения, если мы не осознаем, КАК мы двигаемся? На этот вопрос метод Фельденкрайза дает самый лучший ответ в мире.

Фельденкрайз использует уроки движения и мягкие упражнения для создания сфокусированного осознания того, что мы не можем  понять другим путём. И в результате развивается эффективное движение, координация и гибкость. Тело возвращается под контроль путем (пере)обучения нашего мозга и движения: научения его новым улучшенным возможностям. 

И с помощью этого метода мозг может узнать, что существует множество вариантов ходьбы, стояния, плавания, дыхания, взятия предмета, поворота головы и т.д.


Фельденкрайз сочетает физику, биомеханику и глубокое понимание человеческого обучения, развития и анатомии. 

Это не просто упражнения. Это экспериментальный метод обучения. Движение - идеальный инструмент для обучения осознанности, потому что мы все имеем прямой доступ к нашей способности двигаться. В результате мы получаем осознанность через движение, а не осознанность в движении или от движения.

Традиционно существует два способа изменения привычек людей в движении: через разум или через тело. Настоящие изменения должны сочетать оба способа.

Мы можем сколько угодно работать с телом, но если наш бессознательный разум не понимает изменений - мы вернемся к старым привычкам, как только перестанем обращать на них внимание. Всеми движениями руководит наш мозг, который запускает множество неоптимальных программ.

Одна вещь, которая отличает нас от животных, заключается в том, что нам нужно учиться почти всем движениям. Выходя из утробы матери, мы способны делать очень мало вещей без посторонней помощи. Мы даже ходить начинаем только примерно через год. Животные могут делать это буквально в течение нескольких часов или дней. 

А люди учатся! 

И в конечном итоге мы получаем потенциал, чтобы научиться играть на инструменте, танцевать балет, произносить мотивирующие речи, меняющие жизни других.

Самая адекватная программа обучения, которую мы когда-либо получали для нашего тела - это та, через которую мы прошли, будучи младенцами или маленькими детьми. Через любопытство, исследование и обратную связь. Если взять эту концепцию обучения и применить её ко взрослым, мы сможем зажечь наши нейропути, как рождественскую елку, и буквально совершить скачок в движении. Вот здесь-то и приходит на помощь Фельденкрайз.

Метод использует два различных способа: групповой "Осознание через движение" и индивидуальный "Функциональную интеграцию". Оба метода по своей сути являются короткими (обычно от 45 минут до 1,5 часов) эффективными способами научиться учиться. 

Обучение - это совершенствование разума через тело, а тела - через разум.

Продолжение следует.

ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ и НЛП: революционные методы для раскрытия человеческого потенциала. Часть 3
Осознавание Через Движение (ATM): это групповые занятия, на которых преподаватель Фельденкрайза ни к кому не прикасается. Занятия обычно проводятся в положении лёжа на полу, чтобы уменьшить вовлеченность нервной системы в поддержание равновесия. И чтобы оставить нервную систему открытой для более лёгкого и свободного обучения. Так легче перевоспитывать тело, поскольку мы привыкли к тому, что когда подошвы наших ног стоят на земле, и наш скелет организован в вертикальном положении, мы бессознательно всегда работаем над сохранением равновесия. 

Благодаря занятиям в положении лёжа мы не находимся внутри нашей бессознательной привычки, и все стимулы, к которым мы привыкли, сокращаются до минимума. Некоторые занятия проводятся на животе, когда имитируется ползание по-пластунски (важная часть нашего обучения движению в детстве), а также стоя на коленях, сидя и т.д. Эти различные контексты помогают связать или перенести информацию в повседневную жизнь.

Тело проходит через микро-движения, часто только на одной стороне тела, тщательно выстроенные в определённой последовательности. Чтобы не просто пройти пошагово к тому, что может стать оптимальным движением для вас, но и исследовать свои ограничения, менее эффективные способы движения. Тогда в мозгу происходит "Ага, это лучше, чем то", "Не там, а здесь", "Так вот как одна часть моего тела связана с другой!". Под микро-движениями я подразумеваю самое начало движения и то, как мы заканчиваем движение. И все мини-шаги между ними.

Вы будете потрясены тем, на сколько шагов можно разложить ваш поворот головы за рулём автомобиля. АТМ часто исследует все взаимодействия частей тела, даже то, куда направлены наши глаза, когда мы двигаемся, наше дыхание, каждую кость и мышцу тела. Это связано с тем, что часто  проблемная зона соотносится с другой частью тела, которая не функционирует должным образом. 

Всего существует более 1000 таких АТМ-уроков. И с каждого вы уйдете с вновь обретенным осознаванием. 

В понимании НЛПеров эти ATM - тщательно смоделированные и мета-моделированные последовательности паттернов движения. Это стратегии, специфичные для движения, и их цель - найти новые или лучшие варианты и выстроить эффективные программы для вашего тела.

Постойте! Тогда почему АТМ происходит только на одной стороне тела, если учитель решил построить свой урок на этой стратегии? Как только мозг усвоит, как всё делается на одной стороне тела - достаточно лишь умственного усилия и небольшой практики, чтобы мозг воспринял разницу между сторонами тела, верхом и низом. И полученные при обучении изменения сами собой переносятся на другую сторону тела в считанные минуты. Это довольно необычный опыт, который поможет любому понять, насколько мощными являются концепции Фельденкрайза о разуме, теле и обучении.

"Учить - это значит влюблять людей в процесс обучения".
- Ларри Голдфарб (основатель компании Mind in Motion).

Продолжение следует.
ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ и НЛП: революционные методы для раскрытия человеческого потенциала. Часть 4
Функциональная интеграция (FI - Functional Integration):

Это практические занятия один на один с мягкими прикосновениями и использованием кинестетических сенсорных сигналов тела. Такие сессии индивидуально адаптированы к потребностям ученика. Техники Функциональной Интеграции были созданы Моше Фельденкрайзом в первую очередь, а формат групповых уроков (ATM) появился уже потом - чтобы оказывать похожее воздействие на большее количество людей одновременно. 

Сессии Функциональной Интеграции обычно длятся 30-90 минут.

Как правило, практик проводит клиента через процесс исследования, наблюдая за тем, как он стоит или двигается, какую историю рассказывает его тело. Фельденкрайз практиков учат собирать много информации в ходе этого первоначального исследования. Наблюдение за движением - это ключевая часть знакомства, также часто проводится краткий разговор, чтобы определить желаемое состояние (новая карта) и текущее состояние (старая карта).

В процессе Функциональной Интеграции большая часть работы тоже проводится лёжа (на столе). Учитель мягко ведёт вас через исследование различных движений и даёт подсказки вашему телу. Попутно учитель оценивает, какие движения для вас лёгкие (привычные), а какие - нет. 

Сессия обычно включает в себя движение конечностей в определённых направлениях, движение всего тела, тонкие подсказки позвоночнику и т.д. Вы получаете кинестетические сигналы различными способами - через движения, манипуляции и прикосновения со стороны Фельденкрайз практика. Иногда используется намеренное ограничение. Часто используются валики, подушки и другие приспособления. 

Важно понимать, что занятия проходят мягко, расслабляюще (даже весело), а манипуляции - это не "хруст костей", а скорее мягкое прикосновение, приглашающее к движению.

Иногда бывают просто поразительные ощущения - когда вы, например, убеждены, что ваша рука не может двигаться в этом направлении каким-то образом, а учитель, к вашему удивлению, просто двигает её в этом направлении. И вы понимаете, что двигаться на самом деле гораздо легче!

Часто мы имеем один образ себя - представление о том, как, по нашему мнению, мы двигаемся, ходим, стоим. Но когда мы смотрим в зеркало, то видим совсем другое. Например, действительно ли вы стоите прямо? Или вам так кажется? Признаюсь: моё ощущение своего тела когда-то было настолько запутанным, что когда учитель своими руками привёл меня в вертикальное положение и наглядно показал, что в моём случае реально означает "стоять прямо" -
я чуть не упала, потому что потеряла равновесие. Так произошло потому, что моё самовосприятие настолько не соответствовало тому, что я считала "прямым". Это было исправлено менее чем за час,
после чего я просто упала бы, если попыталась бы принять прежнюю сутулую и кривую позу! Мне уже было очень неудобно так стоять.

Я всегда предпочитаю, чтобы учитель объяснил мне, что произошло, а также показал результаты: как я двигалась до занятия и какая разница после - используя анатомические схемы, скелет или даже фотографии до и после. Один раз, когда в моём гостиничном номере просто не нашлось всех этих необходимых вещей, пробка от винной бутылки и кофейная капсула отлично помогли для объяснений, как работает мой тазобедренный сустав!

Продолжение следует.
ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ и НЛП. Часть 5
ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ и НЛП, объединяющие принципы:

Единство разума, тела и эмоций.

Эффективность, относительно быстрые и значительные улучшения.

Трудно объяснить, что это такое, поскольку это нужно испытать и изучить.

Фокус на мозге и осознанности.

Основаны на нахождении образцовых моделей эффективных действий, обозначении конкретных шагов к лучшей жизни.

Карта не равна территории.

—------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ и НЛП, взаимодополняющие принципы:

1. Как метод подходит к развитию осознанности?

Ф-з: Повышение осознанности через движение. И через эту двигательную осознанность к тому, как мы думаем, чувствуем и общаемся.

НЛП: Повышение осознанности через мышление, эмоции и общение. Движение имеет значение только в отношении невербальной коммуникации.

2. Что предлагает в практическом смысле?

Ф-з: Руководство по эксплуатации мозга для осознания движения, тела и чувств.

НЛП: Руководство по эксплуатации мозга для эмоций, мышления, вербальной и невербальной коммуникации.

3. На чём акцентируется?

Ф-з: Больше о физическом здоровье и успехе. А через это улучшается и психическое здоровье.

НЛП: Больше о психическом здоровье и успехе. Который можно использовать практически в любой области и в сочетании с ней.

4. Отправные точки для развития личности. 

Ф-з: Точки отправления - тело и движение. Которые влияют на наши мысли и эмоции.

НЛП: Точки отправления - это наши мысли и эмоции. Которые влияют на наше тело.

5. Технология воплощения.

Ф-з: Подход и методология, которые оставляют после себя след из техник и уроков движения.

НЛП: Подход и методология, которые оставляют после себя след из техник.

6. С какими проблемами стоит обращаться?

Ф-з: Причина, по которой кто-то обращается к преподавателю Фельденкрайза - это физическая реабилитация, проблемы с движением и осанкой, вызванные привычками и проблемами, которые преподносит нам жизнь. Чтобы избежать операции или в тех случаях, когда операция не помогает или невозможна. Чтобы чувствовать себя хорошо, улучшить спортивные результаты и избавиться от физической боли.

НЛП: Причина, по которой кто-то обращается к НЛП-практику, - это жизненный или бизнес-коучинг. Для психологической реабилитации. Чтобы справиться с привычками и проблемами, которые преподносит нам жизнь. Чтобы избежать многолетней терапии или в тех случаях, когда терапия не помогает. Чтобы чувствовать себя хорошо, повысить работоспособность, эмоционально и ментально избавиться от боли.

7. Зачем стоит изучать?

Ф-з: Причина изучения Фельденкрайза, кроме того, что мы становимся учителями, заключается в том, чтобы получить обновление аппаратного обеспечения (тело, мозг) и обновление программного обеспечения (программы, влияющие на наше движение), чтобы стать версией 2.0 самих себя.

НЛП: Причина изучать НЛП, кроме того, что стать практиком НЛП (мастером), - это получить обновление программного обеспечения мозга (программы, влияющие на наши мысли и эмоции), чтобы стать 2.0 версией себя.

8. С помощью каких техник работает?

Ф-з: Осознанность через движение (ATM): уроки движения без прикосновений, которые можно проводить в группе.
Функциональная интеграция (FI): уроки движения один на один, практические занятия, основанные на индивидуальных потребностях.

НЛП: Модели и техники НЛП. Которые могут быть даны как индивидуально, так и в группе. Мануальные техники не используются (за исключением кинестетического НЛП-якорения).

9. Язык, который использует метод.

Ф-з: Язык бессознательного разума, выраженный через наше тело и привычные движения. Что отражается в том, как мы чувствуем и думаем. То, как вы чувствуете и думаете о себе, отражается в ваших движениях.

НЛП: Язык бессознательного разума, понимание того, как он связан с нашими привычными эмоциональными реакциями и мышлением (которые отражаются в языке нашего тела).

10. Специфика выражения.

Ф-з: Использование специфического языка для того, чтобы сделать бессознательное сознательным, расширение навыков и возможностей тела. Предоставление сенсорных подсказок телу. Учителей не учат конкретным вербальным средствам коммуникации (во всяком случае, не учат целенаправленно).

НЛП: Использование специфики для того, чтобы сделать бессознательное сознательным в нашем мышлении и эмоциональном мире. НЛП-практиков обучают языковым паттернам Мета-модели.

11. Тайный язык метода.

Ф-з: Использование нечетких формулировок для создания новых решений, обучения и движений для тела. Практиков метода не учат вербальной передаче смыслов. Во всяком случае, не учат сознательно.

НЛП: Использование неясных формулировок для введения людей в позитивный транс, для облегчения решений и обучения. Практиков НЛП обучают языковым паттернам по модели Милтона.

12. Другие характеристики подхода.

Ф-з: Кинестетические субмодальности в основном используются для изменения того, как мы используем свое тело в движении.  
Визуальные субмодальности также часто используются в работе.

НЛП: Использование субмодальностей для изменения того, как мы обрабатываем информацию визуально, аудиально и кинестетически.

13. Цель практики.

Ф-з: Создать больше возможностей для движения и благодаря этому получить возможность жить жизнью, в которой мы можем реализовать свои цели и мечты. Чтобы ускорить процесс мышления и улучшить самочувствие.

НЛП: Создать большее количество вариантов для нашего мышления и эмоций, благодаря чему мы начинаем жить той жизнью, в которой реализуются наши цели и мечты.

14. Основная идея метода.

Ф-з: Совершенствование  движения и развитие навыков, превращение намерения в эффективное действие (что бы это ни было для конкретного человека).

НЛП: Совершенствование  наших навыков, мышления и эмоций (что бы это ни было для конкретного человека).

15. Как развивался метод?

Ф-з: Разработанный Моше Фельденкрайзом, его метод развивался благодаря блестящим учителям. Моше Фельденкрайз изучал труды гениальных людей своего времени.

НЛП: Разработан Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером вместе с исследовательским центром, состоящим из талантливых умов. Они изучали гениальных людей своего времени. Работа развивалась благодаря блестящим мастерам-практикам и тренерам НЛП.

16. Какие задачи решает метод?

Ф-з: Находит решения для очень серьёзных физических и двигательных проблем, которые традиционные методы не могут решить или решают менее эффективно. Позволяет движению трансформировать то, как мы думаем и чувствуем.

НЛП: Находит решения проблем, относящихся к области психологии и коучинга, зачастую с большей эффективностью, чем традиционные методы.

17. Есть ли научные доказательства?

Ф-з: Частично научно исследован, и признан чрезвычайно успешным. Доказана эффективность для многих людей по всему миру.

НЛП: Не подвергался серьезным научным исследованиям, так как метод имеет очень много инструментов и техник. Однако доказана эффективность для многих людей по всему миру и доказано, что это превосходная методология ментального коучинга.
Что не так с челюстью?
Что не так с челюстью?
Любые негативные эмоции, стрессы и неврозы «застревают» в лицевых мышцах и в мышцах височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). Стискивание челюстей, выдвижение нижней челюсти вперед или в какую-либо сторону, скрип зубов по ночам, стачивание зубов, хруст этого сустава, головные боли, а также боли в шее, плечах, груди – все это может быть симптомами хронического перенапряжения ВНЧС.

Также перенапряжение мышц челюсти напрямую влияет на качество и напряжённость голоса, что важно для тех, кто поёт, делает публичные выступления, проводит встречи, уроки и презентации.

Основная функция мышц челюсти – это обеспечение её движения в трёх плоскостях: открывание-закрывание рта, движение нижней челюсти вправо-влево, а также вперёд-назад (выведение нижних зубов вперёд верхних). Все эти движения обеспечивают возможность жевать, разговаривать и петь.

Это многообразие движений обеспечивается большим количеством различных мышц челюсти: это жевательные мышцы, височные мышцы, медиальная и латеральная клиновидные мышцы. Закрывание рта и стискивание челюсти является очень мощным движением, и жевательные мышцы – одни из самых сильных в нашем теле. Тонус мышц этой области также влияет на напряжение соседних мышц – затылка, головы, шеи.

Чем оно чревато?
  • Через лицо проходят основные нервы, энергетические каналы, которые регулируют работу различных органов и процессов в организме.
  • Кроме того, крыловидные мышцы образуют гамак, который удерживает кости в балансе, и если этого баланса нет, кости сдавливаются, поджимаются и деформируют все основные кости головного мозга, что ухудшает кровоснабжение головного мозга.
  • ВНЧС влияет на равновесие и баланс всего скелета. Хроническое перенапряжение ВНЧС замедляет прохождение нервных импульсов к мозгу и от него, приводит к дисбалансу всех мышц в теле, нарушает работу различных систем организма.
  • Жевательная мышца взаимосвязана с поясничной и портняжной мышцами, которые в свою очередь связаны с почкам и надпочечникам. В большинстве случаев напряженная жевательная мышца, является причиной поясничных болей.

Как отрегулировать состояние ВНЧС?
Балансировка височно-нижнечелюстного сустава оказывает благоприятное и длительное воздействие на весь организм, уходят головные боли, мигрени, бессонницы, боли в шее и спине, руках, ногах, коленях, балансируется поясничная и портняжная мышцы, которые связаны с почками и надпочечниками, выводящими воду, токсины, эндотоксины. В результате чего улучшается процесс усвоения воды организмом.
Что такое свобода для вас?
Говоря о методе Фельденкрайза, мы часто говорим о свободе движений и о том, что через освобождение тела мы также получаем бОльшую свободу мышления. И воспринимаем это как что-то желанное и позитивное.
А что такое вообще свобода? Есть ли она в нашей жизни? Свобода от чего или для чего? Что проще себе представить – свободу или несвободу? Можно ли представить себе абсолютную свободу или это всегда что-то относительное? Представить несвободу гораздо проще.
 
⭐️ Вот, например, крепостные крестьяне были лично несвободны – принадлежали помещикам/государству/монастырям, должны были на них работать, не могли никуда уйти или уехать, но им гарантировалось (по крайней мере на бумаге) право на жизнь, они могли иметь семью, ходить в церковь. Могли ли они выбирать себе религию или быть атеистами – это уже другой вопрос.
⭐️ Но крепостные же более свободны, чем рабы в Древнем Риме или даже 17 миллионов рабов, которых вывезли из Африки в Бразилию работать на плантациях и рудниках богатые «гуманистические» страны типа Португалии, Англии, Испании и Голландии. А после отмены рабства в Бразилии в 1888 можно считать их свободными? А вот в ЮАР был апартеид до 1994 – официальная сегрегация и дискриминация населения по цвету кожи – школы для белых и школы для чёрных/цветных, места в автобусе для одних и для других.
⭐️ А вот, например, рабочим в царской России в 1897 году ограничили продолжительность рабочего дня 11,5 часами. Можно ли сказать, что они стали свободны? Или работа на заводе – это тяжелая работа и она вообще не про свободу? Но ведь сотрудники современных заводов типа Тойоты или ИКЕА работают в очень хороших условиях, за хорошие деньги, с оплачиваемым отпуском и страховкой. Они свободны? Или свободны только 28 дней в году, когда у них отпуск?
⭐️ Обычный современный человек, житель мегаполиса, сотрудник какой-нибудь компании – он свободен? Или только если у него нет ипотеки? Или всё же нет? А деревенские жители, у которых есть свой дом и земля, свободны или это зависит от чего-то ещё?
⭐️ Может быть свободны только предприниматели и владельцы бизнеса/активов? У них нет начальников, но сколько у них свободного времени, как часто они могут позволить себе ни о чём не беспокоиться?
⭐️ И насколько свободны политики, звёзды шоубизнеса, блоггеры, чьё положение/доходы зависят от отношения избирателей/зрителей/подписчиков к тому образу, который они создают и поддерживают?
⭐️ А женщины 100 лет назад были свободны? В Великобритании избирательные права женщинам дали только после первой мировой войны. Стали ли они после этого свободны? Можно ли считать, что свободны только те женщины, которые сами себя обеспечивают? То есть домохозяйки не свободны? Или как раз наоборот домохозяйки – самые свободные люди, так как могут в любой день что-то запланировать. Или свободны только те женщины, у которых нет детей? Ведь маленькие дети требуют внимания 24х7. Но если есть няня, то всё – это свобода?
⭐️ А дети вообще свободны? Им не нужно беспокоиться о материальном, они могут играть и творить, но им всё время нужно соответствовать требованиям и ожиданиям родителей, учителей.
⭐️ Страны типа Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии или КНДР часто ассоциируются у нас с несвободой из-за особенностей религии и культуры. И где-то есть свобода? Вот, например, в США, в Великобритании, во Франции она есть? Или только когда нет ковидных ограничений? А в России есть? Или только когда нет мобилизации?
 
А что такое свобода/несвобода для вас?
Что такое свобода для вас?
Говоря о методе Фельденкрайза, мы часто говорим о свободе движений и о том, что через освобождение тела мы также получаем бОльшую свободу мышления. И воспринимаем это как что-то желанное и позитивное.
А что такое вообще свобода? Есть ли она в нашей жизни? Свобода от чего или для чего? Что проще себе представить – свободу или несвободу? Можно ли представить себе абсолютную свободу или это всегда что-то относительное? Представить несвободу гораздо проще.
 
⭐️ Вот, например, крепостные крестьяне были лично несвободны – принадлежали помещикам/государству/монастырям, должны были на них работать, не могли никуда уйти или уехать, но им гарантировалось (по крайней мере на бумаге) право на жизнь, они могли иметь семью, ходить в церковь. Могли ли они выбирать себе религию или быть атеистами – это уже другой вопрос.
⭐️ Но крепостные же более свободны, чем рабы в Древнем Риме или даже 17 миллионов рабов, которых вывезли из Африки в Бразилию работать на плантациях и рудниках богатые «гуманистические» страны типа Португалии, Англии, Испании и Голландии. А после отмены рабства в Бразилии в 1888 можно считать их свободными? А вот в ЮАР был апартеид до 1994 – официальная сегрегация и дискриминация населения по цвету кожи – школы для белых и школы для чёрных/цветных, места в автобусе для одних и для других.
⭐️ А вот, например, рабочим в царской России в 1897 году ограничили продолжительность рабочего дня 11,5 часами. Можно ли сказать, что они стали свободны? Или работа на заводе – это тяжелая работа и она вообще не про свободу? Но ведь сотрудники современных заводов типа Тойоты или ИКЕА работают в очень хороших условиях, за хорошие деньги, с оплачиваемым отпуском и страховкой. Они свободны? Или свободны только 28 дней в году, когда у них отпуск?
⭐️ Обычный современный человек, житель мегаполиса, сотрудник какой-нибудь компании – он свободен? Или только если у него нет ипотеки? Или всё же нет? А деревенские жители, у которых есть свой дом и земля, свободны или это зависит от чего-то ещё?
⭐️ Может быть свободны только предприниматели и владельцы бизнеса/активов? У них нет начальников, но сколько у них свободного времени, как часто они могут позволить себе ни о чём не беспокоиться?
⭐️ И насколько свободны политики, звёзды шоубизнеса, блоггеры, чьё положение/доходы зависят от отношения избирателей/зрителей/подписчиков к тому образу, который они создают и поддерживают?
⭐️ А женщины 100 лет назад были свободны? В Великобритании избирательные права женщинам дали только после первой мировой войны. Стали ли они после этого свободны? Можно ли считать, что свободны только те женщины, которые сами себя обеспечивают? То есть домохозяйки не свободны? Или как раз наоборот домохозяйки – самые свободные люди, так как могут в любой день что-то запланировать. Или свободны только те женщины, у которых нет детей? Ведь маленькие дети требуют внимания 24х7. Но если есть няня, то всё – это свобода?
⭐️ А дети вообще свободны? Им не нужно беспокоиться о материальном, они могут играть и творить, но им всё время нужно соответствовать требованиям и ожиданиям родителей, учителей.
⭐️ Страны типа Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии или КНДР часто ассоциируются у нас с несвободой из-за особенностей религии и культуры. И где-то есть свобода? Вот, например, в США, в Великобритании, во Франции она есть? Или только когда нет ковидных ограничений? А в России есть? Или только когда нет мобилизации?
 
А что такое свобода/несвобода для вас?
Made on
Tilda